История кафедры

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

История кафедры

История кафедры начинает свое летоисчисление с 1974 года, когда был открыт факультет педагогики и методики начального образования при Елабужском государственном педагогическом институте (ЕГПИ). В этом же году учреждена кафедра педагогики и методики начального образования (ПиМНО).

В 1980 году, когда появилась острая необходимость в педагогических кадрах в городе машиностроителей, по идее ректора ЕГПИ Т.Н. Галиуллина и при поддержке Ученого Совета было принято решение о переводе факультета в Набережные Челны. В этом же году при факультете педагогики и методики начального образования начинает работу факультет дошкольной педагогики и психологии, который в 1984 году обретет статус самостоятельного. На базе факультета созданы кафедры методики преподавания дошкольных дисциплин (МПДД) и дошкольной педагогики и психологии (ДПиП).

Основная функция двух кафедр – педагогики и методики начального образования и методики преподавания дошкольных дисциплин – это методическая подготовка высококвалифицированных специалистов дошкольного и начального образования. С развития упомянутых кафедр, собственно, начинается научная и образовательная история современной кафедры теории и методики начального и дошкольного образования.

Кафедру методики преподавания дошкольных дисциплин возглавлял тогда кандидат педагогических наук, доцент Р.К. Мухутдинов. Научные интересы сотрудников кафедры были связаны с темой «Совершенствования системы подготовки специалистов дошкольного профиля», исследование которой возглавлял кандидат педагогических наук, профессор Н.Г. Хасанов.

Кафедра занималась исследованием проблем становления и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в современных социокультурных условиях. Разрабатывалось программно-методическое сопровождение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Значимой вехой в становлении кафедры стала разработка программы курсов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Доктор педагогических наук, профессор А.В. Миронов возглавил кафедру педагогики и методики начального образования. Изначально научно-исследовательская работа преподавателей сосредоточилась на разработке темы «Экологическое образование студентов и школьников». Затем круг научных интересов расширяется. Основные направления деятельности кафедры были ориентированы на решение вопросов модернизации учебного процесса на основе применения достижений педагогической науки, внедрения современных методов и форм повышения квалификации педагогов начального общего образования. Кафедра осуществляла методическое сопровождение и поддержку педагогических и управленческих кадров начального образования в рамках комплекса мероприятий по модернизации системы образования области; разрабатывала и реализовывала программы повышения квалификации, переподготовки работников системы начального образования с целью повышения уровня профессиональных компетентностей педагогов региона.

Особый вклад в развитие науки и образования в области дошкольного и младшего школьного образования внесли: А.В. Миронов, Н.Г. Хасанов, А.М. Игнатенко, Р.Х. Мухутдинов, Н.М. Дудник, Р.М. Мубаракшина, В.Г. Петухова, А.В. Башорина, З.Г. Шарафетдинова, Т.В. Гарнышева, И.Т. Мусина, М.Ф. Кашапова, Т.Н. Шагова, С. Бойко, Е.Н. Галиуллина, С.Ф. Мустафина, Н.Г. Хакимова, Ч.М. Набиуллина и мн.др.

В 1990 году на базе набережночелнинских факультетов ЕГПИ, создан Набережночелнинский государственный педагогический институт (НГПИ). С этого момента кафедры претерпевают структурные изменения, меняют наименования. Так, 07 декабря 2000 года кафедра методики преподавания дошкольных дисциплин переименована и получила название «Теории и методики дошкольного образования». 07 февраля 2006 года кафедра педагогики и методики начального образования стала функционировать как кафедра методики начального образования. Однако важной вехой в истории кафедры становится 2013 год, когда произошло слияние двух факультетов: педагогики и методики начального образования и дошкольной педагогики и психологии. Факультет получил название «Педагогики и психологии».

1 сентября 2013 года путём объединения двух кафедр теории и методики дошкольного образования (ТиМДО) и методики начального образования (МНО) создана кафедра теории и методики начального и дошкольного образования (ТиМНиДО), которую возглавил доктор педагогических наук, профессор А.В. Миронов. С 2015 года кафедрой руководит кандидат психологических наук, доцент И.М. Захарова.

Целью деятельности кафедры ТиМНиДО является обеспечение образовательных учреждений региона квалифицированными и конкурентоспособными кадрами, обладающими профессиональными компетенциями в области дошкольного и начального образования. В настоящее время кафедра осуществляет работу по подготовке специалистов сферы дошкольного и начального образования в различных формах: очной, заочной, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, педагогическое сопровождение инновационных процессов в региональной системе дошкольного и начального образования в условиях модернизации образования.

Приоритетными направлениями деятельности кафедры выступают: создание условий для удовлетворения потребностей студентов в повышении уровня профессиональных знаний; подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями; методическое обеспечение учебного процесса и практическое применение современных образовательных технологий; удовлетворение потребностей образовательных учреждений в повышении квалификации и переподготовки их персонала; научно-методическое сопровождение инновационных процессов в региональной системе дошкольного и начального образования в условиях модернизации образования; распространение научных, педагогических и культурных знаний среди населения.

При сохранении ранее заложенных учебно-методических и исследовательских традиций, современной образовательной, научной и инновационной политикой кафедры ТиМНиДО является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала.