Читательская грамотность и энергетика текста. В Набережночелнинском педуниверситете прошли ежегодные научные чтения «Слово в зеркале истории языка»
Всероссийские научные чтения «Слово в зеркале истории языка» или, как их называют иначе «Абрамовские чтения», прошли в Набережночелнинском государственном педагогическом университете восьмой год подряд. На официальное открытие столь масштабного мероприятия в стенах университета собрались филологи из 8 регионов России: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Донецкой Народной Республики, Свердловской, Воронежской, Томской областей и Республики Татарстан, а также преподаватели русского языка как иностранного четырёх университетов Алжира и Туниса. Научные чтения посвящены широкому кругу вопросов изучения и преподавания русского языка и литературы в России и за рубежом. Среди рассматриваемых вопросов: энергетика текста, читательская грамотность, лингвистические и культурные аспекты обучения русскому языку студентов в Алжире и др.
Почётными гостями ежегодного и ставшего традиционным мероприятия стали:
Коренева Юлия Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры славистики, общего языкознания и культуры коммуникации Государственного университета просвещения(Москва).
«Привезла из Москвы интересную работу. Научное исследование «Гостинец: семантика и структура слова в диахронии». Я исследую историю русского языка, говорю о заимствовании. Ведь даже привычное нам сегодня слово «баня» тоже было заимствовано у греков. Такая же интересная история у слова «гостинец». Все говорят сейчас о большом заимствовании, но мало кто помнит, как развивалась сама русская языковая система. Научные чтения посвящены именно этой проблематике. Связана она во многом не только с грамматикой, но и с развитием лексического состава»
Бортников Владислав Игоревич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург).
«Я рассказал коллегам про энергетику текста. Ведь читая любую книгу, мы понимаем, что у нее есть своя энергетика, которая захватывает через главных героев. Я говорю о том, как текст анализировать и интерпретировать, в целом, как всё это может быть применено в методике анализа текста, например, школьными учителями. Второй год подряд приезжаю в Челны, в НГПУ. Мне нравится, что именно в этом педагогическом вузе созданы такие традиции как научные чтения. Зовите меня еще!».
Первые научные чтения в стенах НГПУ были посвящены памяти исследователя русской словесности, историка языка, преподавателя филологического факультета НГПУ Дины Николаевны Абрамовой (1953–2012). И с тех пор они получили свое неофициальное название как «Абрамовские». Выпускники преподавателя продолжают традицию, заложенным педагогом.
Более 30 докладчиков, а это специалисты в области изучения языка и литературы, преподаватели высших и средних образовательных организаций, поделились своими наработками в области изучения языка в современном мире и сохранения лучших традиций отечественного филологического образования. Слушателями в очной форме выступили более 250 человек.
Как отмечает один из организаторов научных чтений и учеников Дины Абрамовой - кандидат филологических наук, и.о заведующего кафедрой русской и татарской филологии НГПУ Константин Андреевич Калинин: «Проведение таких мероприятий, посвящённых исследованию, преподаванию и популяризации русского языка, сейчас очень важно и значимо. Язык сохраняет в себе память об истории и культуре нашего народа. Именно поэтому Набережночелнинским педагогическим университетом выбрано главное направление научных чтений – история языка в слове и в тексте, главным образом в художественном. Я рад, что дело наших учителей продолжается и мы становимся его частью».