«К осени планируем новый спектакль». Татарский студенческий театр «Мирас» ("Наследие») Набережночелнинского педагогического университета готовит еще одну премьеру
Если у Константина Станиславского: «театр начинается с вешалки», то в татарском студенческом театре Набережночелнинского государственного педагогического университета началом служит идея. А ее воплощением в жизнь занялись настоящие энтузиасты, те, кто неравнодушен к татарскому языку, культуре татарской нации и ее истории, конечно же. Как итог: первый спектакль на татарском языке не заставил себя долго ждать.
Режиссёром-постановщиком постановки «Беренче театр» Г. Камала выступила кандидат филологических наук, доцент Кафедры русской и татарской филологии НГПУ - Ильзира Ильясовна Мубаракшина. Актерами стали студенты вуза - артисты татарского театра «Мирас» («Наследие»), созданного на базе филологического факультета Набережночелнинского государственного педагогического университета. Инициативу студентов поддержала Комиссия по сохранению и развитию татарского языка под руководством председателя Марата Ахметова, Ассамблея народов Татарстана, а также Дом Дружбы народов Татарстана. Стоит отметить, что на создание постановки студенты Филологического факультета НГПУ выиграли специальный грант «Комиссии по сохранению и развитию татарского языка». Этот успех подчеркивает важность поддержки молодых талантов и их стремления к сохранению культурного наследия. Чем сегодня живет татарский театр вуза и намерен ли радовать новыми постановками? Об этом в интервью рассказала сама Ильзира Ильясовна.
- Кто стал идейным вдохновителем создания студенческого театра “Мирас”?
- История проекта берет свое начало с форума татарской молодежи, который прошел в молодежном центре “Нур” г. Набережные Челны. Студенты группы 131 татарского отделения - Лилия Низаметдинова, Алина Зарипова, Алия Шаймарданова победили в первом этапе форума и получили путевки на второй этап, который прошел в г. Казань. На втором этапе в столице среди участников из разных городов и районов республики они прошли в финал и в декабре вновь отправились в столицу республики. Благодаря поддержке председателя Комиссии при Раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан – Марата Ахметова, из более 10 ти представленных проектов именно мы одержали победу!
- Расскажите, как удалось мотивировать студентов и откуда черпаете вдохновение, находите время на репетиции?
- Татарский студенческий театр "Мирас" достаточно быстро был сформирован и также молниеносно приступил к реализации идей. В составе театральной труппы – люди, увлеченные национальным, театральным искусством, чувствующие душевные колебания и выполняющие важную миссию по популяризации татарского языка и культуры. Если в самом начале в труппе было 12 студентов, то сейчас количество желающих играть приблизилось к 20-ти, и эти ряды пополняются молодыми артистами. При этом в большинстве роли исполняют у нас девушки, хотелось бы, чтобы и молодые люди увлекались театральным искусством, чтобы нашим актрисам не приходилось воплощать мужские образы.
Студенты - театралы создали в мессенджерах группу под названием “Мирас”, где сообщают друг другу, когда закончатся их занятия, переписываются и назначают время репетиций. Были времена, когда мы репетировали в 8: 00 утра и в восемь вечера. К тому же могу сказать: у нас интересно, репетиции проходят в теплой, дружественной обстановке. Каждый с удовольствием вживается в роль, от нас все выходят с улыбкой. Театр заряжает своей, особой энергией.
- Ильзира Ильясовна, вы выступили режиссёром-постановщиком спектакля. Расскажите, все ли задумки по спектаклю удалось воплотить в жизнь?
- Впечатления сохранились от посещения театров с детства, со времен учебы на филологическом факультете, постановка и участие в спектаклях еще со студенческих лет. Потом это был не первый мой опыт, мне посчастливилось работать в период расцвета татарского факультета, ставить много произведений. Эти годы можно назвать настоящим ренессансом татарского народа. Я пришла к выводу, что режиссер, как и учитель, человек, который всегда должен стремиться к новизне. Обе эти профессии имеют множество точек пересечения. Студенты-артисты не были поставлены в жесткие рамки, им оставалось только задуматься и поискать себя. Порядок работы таков: сначала вместе читаем пьесу, обмениваемся мыслями, стараемся понять друг друга. Ведь и артист-человек творческий, он должен думать, творить. Только когда он исполняет роль так, как чувствует себя, он может убедить зрителя, вжиться в образ. Во время репетиции были случаи, когда студенты говорили мне: “Я не могу раскрыть этот образ”.
Когда Спектакль был поставлен на сцене, я испытала такое ощущение, будто увидела первые шаги своего ребенка. Ведь всё требовало вложений: сил, времени, энергии, любви. Свою работу в режиссерском амплуа я провела совместно со студентами, даже наши сердца, казалось, бились в унисон. И в этом причина успеха спектакля, на мой взгляд.
Что касается планов, которые нужно реализовать, то я считаю, что для достижения цели в первую очередь должно быть желание. Наше желание – сохранить дух, национальную самобытность, язык, нравственность татарской нации, развивать и передавать это в будущем, не прерывать преемственность. Думаю, что победа проекта в Казани заключается в том, что студенты объединились и быстро поставили спектакль, -это большой шаг к достижению цели.
- Вашей первой постановкой стал спектакль по комедии Галиаскара Камала “Беренче театр”. Почему именно отдали предпочтение именно этому произведению?
- Присвоение проекту названия “Мирас” определил выбор для постановки именно спектакля “Беренче театр” – пожелания, творческие позиции руководителей проекта: Лилии Низаметдиновой, Алины Зариповой, Алии Шаймардановой. Лично мне ближе национальные классические произведения. И в этом случае ощущается тождество нашего суждения и духа. К тому же, существует утверждение, что для достижения профессионального роста, актеру важно воплощать произведения классиков. Поэтому наши студенты, услышав зов сердец или, возможно, голос веков, отдали предпочтение классическому наследию, размышляя о его преемственности. Это значит, что цель наставников была достигнута: саженцы дают свои плоды и они прекрасны!
- Что стало отличительной чертой именно вашего спектакля ? Ведь мы знаем, постановок “Беренче театр” было много...
- Во-первых, прежде всего - это стремление студентов сделать первые шаги в развитии татарского театра именно в стенах нашего вуза - это большая особенность проекта “Наследие”. В условиях сокращения часов татарского языка и литературы в школе, в условиях необходимости обучать детей языку.
Во-вторых, смелость и ответственность студентов Набережночелнинского государственного педагогического университета вновь поставить это произведение, поставленное Татарским драматическим театром им. Г. Камала и другими театрами. Работа с пьесой выдающегося татарского драматурга, чье имя является брендом татарского театра, безусловно, заслуживает доверия. Но у каждого времени своя тропа, своя точка зрения, своя мечта. И студенты спрашивают: "почему мы должны остановиться на том, что этот спектакль уже гениально сыгран выдающимися артистами? Разве у нового поколения не должно быть своего мнения, своего комментария?”. Я считаю, это правильным.
- Что касается костюмов, где удалось найти всё необходимое в столь сжатые сроки?
- Национальные костюмы, украшения и предметы быта татарского народа мы собирали с миру по нитке: в деревнях, у наших бабушек и дедушек. Студенты, которые не играли в спектакле, услышав о том, что нужен реквизит для спектакля тоже приносили. Ни один студент не остался равнодушным. По предметам, которые мы не смогли найти, мы обратились в городские и районные музеи. Самое приятное, что каждый был готов помочь.
- Расскажите о вкладе ваших коллег в студтеатр вуза?
- Хотелось бы поблагодарить за вклад в наш театр “Мирас” Радика Рамилевича Галиуллина. Мы его называем директором студенческого театра “Наследие” (“Мирас”) . им. Студенческий театр – это лишь часть воспитания татарской интеллигенции, которая видит смысл своей жизни в служении нации. Радик Рамилевич у нас талантливый ученый, учитель, воспитывающий любовь к родному языку, нации, воспитывающий национальные кадры. Спасибо проректору по воспитательной работе – Марине Геннадьевне Сикачевой за помощь в осуществлении нашей задумки. Могу сказать, что мы гордимся результатом нашей работы!
- Какие планы на будущее у студенческого театра? В 2025 году чем будете удивлять и как скоро?
- Наше театральное объединение будет иметь продолжение, обязательно! У нас нет желания ограничиться достигнутым результатом, остановиться на полпути. В сердцах студентов горит пламя, их желания святы, лишать их сценической игры было бы неправильным. На сегодняшний день идет подбор произведения для постановки. Обещаем: “К осени будет новый спектакль!".
С этим спектаклем мы побывали в гостях у “Средней общеобразовательной школы № 52”г. Набережные Челны. В феврале постановку покажем ученикам “Гимназии № 29 " Автограда. Не исключено, что будем выезжать и на гастроли по муниципальным районам республики. В дальнейшем мы намерены ставить спектакли в разных форматах и для разных аудиторий, чтобы каждый мог увидеть его. И принять. Помните слова Габдуллы Тукая: “Театр ведет к свету”. Справедливая оценка великого великого татарского писателя остается в силе и спустя столетие. Театр "Мирас" надеется создать свой неповторимый и в то же время верный традициям облик!