«К осени планируем новый спектакль». Татарский студенческий театр «Мирас» ("Наследие») Набережночелнинского педагогического университета готовит еще одну премьеру

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Последние новости

«К осени планируем новый спектакль». Татарский студенческий театр «Мирас» ("Наследие») Набережночелнинского педагогического университета готовит еще одну премьеру


Если у Константина Станиславского: «театр начинается с вешалки», то в татарском студенческом театре Набережночелнинского государственного педагогического университета началом служит идея. А ее воплощением в жизнь занялись настоящие энтузиасты, те, кто неравнодушен к татарскому языку, культуре татарской нации и ее истории, конечно же. Как итог: первый спектакль на татарском языке не заставил себя долго ждать.

Режиссёром-постановщиком постановки «Беренче театр» Г. Камала выступила кандидат филологических наук, доцент Кафедры русской и татарской филологии НГПУ - Ильзира Ильясовна Мубаракшина. Актерами стали студенты вуза - артисты татарского театра «Мирас» («Наследие»), созданного на базе филологического факультета Набережночелнинского государственного педагогического университета.  Инициативу студентов поддержала Комиссия по сохранению и развитию татарского языка под руководством председателя Марата Ахметова, Ассамблея народов Татарстана, а также Дом Дружбы народов Татарстана. Стоит отметить, что на создание постановки студенты Филологического факультета НГПУ выиграли специальный грант «Комиссии по сохранению и развитию татарского языка». Этот успех подчеркивает важность поддержки молодых талантов и их стремления к сохранению культурного наследия. Чем сегодня живет татарский театр вуза и намерен ли радовать новыми постановками? Об этом в интервью рассказала сама Ильзира Ильясовна.

- Кто стал идейным вдохновителем создания студенческого театра “Мирас”?

- История проекта берет свое начало с форума татарской молодежи, который прошел в молодежном центре “Нур” г. Набережные Челны. Студенты группы 131 татарского отделения - Лилия Низаметдинова, Алина Зарипова, Алия Шаймарданова победили в первом этапе форума и получили путевки на второй этап, который прошел в г. Казань. На втором этапе в столице среди участников из разных городов и районов республики они прошли в финал и в декабре вновь отправились в столицу республики. Благодаря поддержке председателя Комиссии при Раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан – Марата Ахметова, из более 10 ти представленных проектов именно мы одержали победу!

- Расскажите, как удалось мотивировать студентов и откуда черпаете вдохновение, находите время на репетиции?

- Татарский студенческий театр "Мирас" достаточно быстро был сформирован и также молниеносно приступил к реализации идей. В составе театральной труппы – люди, увлеченные национальным, театральным искусством, чувствующие душевные колебания и выполняющие важную миссию по популяризации татарского языка и культуры. Если в самом начале в труппе было 12 студентов, то сейчас количество желающих играть приблизилось к 20-ти, и эти ряды пополняются молодыми артистами. При этом в большинстве роли исполняют у нас девушки, хотелось бы, чтобы и молодые люди увлекались театральным искусством, чтобы нашим актрисам не приходилось воплощать мужские образы.

Студенты - театралы создали в мессенджерах группу под названием “Мирас”, где сообщают друг другу, когда закончатся их занятия, переписываются и назначают время репетиций. Были времена, когда мы репетировали в 8: 00 утра и в восемь вечера. К тому же могу сказать: у нас интересно, репетиции проходят в теплой, дружественной обстановке. Каждый с удовольствием вживается в роль, от нас все выходят с улыбкой. Театр заряжает своей, особой энергией.

- Ильзира Ильясовна, вы выступили режиссёром-постановщиком спектакля. Расскажите, все ли задумки по спектаклю удалось воплотить в жизнь?

- Впечатления сохранились от посещения театров с детства, со времен учебы на филологическом факультете, постановка и участие в спектаклях еще со студенческих лет. Потом это был не первый мой опыт, мне посчастливилось работать в период расцвета татарского факультета, ставить много произведений. Эти годы можно назвать настоящим ренессансом татарского народа. Я пришла к выводу, что режиссер, как и учитель, человек, который всегда должен стремиться к новизне. Обе эти профессии имеют множество точек пересечения. Студенты-артисты не были поставлены в жесткие рамки, им оставалось только задуматься и поискать себя. Порядок работы таков: сначала вместе читаем пьесу, обмениваемся мыслями, стараемся понять друг друга. Ведь и артист-человек творческий, он должен думать, творить. Только когда он исполняет роль так, как чувствует себя, он может убедить зрителя, вжиться в образ. Во время репетиции были случаи, когда студенты говорили мне: “Я не могу раскрыть этот образ”.

Когда Спектакль был поставлен на сцене, я испытала такое ощущение, будто увидела первые шаги своего ребенка. Ведь всё требовало вложений: сил, времени, энергии, любви. Свою работу в режиссерском амплуа я провела совместно со студентами, даже наши сердца, казалось, бились в унисон. И в этом причина успеха спектакля, на мой взгляд.

Что касается планов, которые нужно реализовать, то я считаю, что для достижения цели в первую очередь должно быть желание. Наше желание – сохранить дух, национальную самобытность, язык, нравственность татарской нации, развивать и передавать это в будущем, не прерывать преемственность. Думаю, что победа проекта в Казани заключается в том, что студенты объединились и быстро поставили спектакль, -это большой шаг к достижению цели.

- Вашей первой постановкой стал спектакль по комедии Галиаскара Камала “Беренче театр”. Почему именно отдали предпочтение именно этому произведению?

- Присвоение проекту названия “Мирас” определил выбор для постановки именно спектакля “Беренче театр” – пожелания, творческие позиции руководителей проекта: Лилии Низаметдиновой, Алины Зариповой, Алии Шаймардановой. Лично мне ближе национальные классические произведения. И в этом случае ощущается тождество нашего суждения и духа. К тому же, существует утверждение, что для достижения профессионального роста, актеру важно воплощать произведения классиков. Поэтому наши студенты, услышав зов сердец или, возможно, голос веков, отдали предпочтение классическому наследию, размышляя о его преемственности. Это значит, что цель наставников была достигнута: саженцы дают свои плоды и они прекрасны!

- Что стало отличительной чертой именно вашего спектакля ? Ведь мы знаем, постановок “Беренче театр” было много...

- Во-первых, прежде всего - это стремление студентов сделать первые шаги в развитии татарского театра именно в стенах нашего вуза - это большая особенность проекта “Наследие”. В условиях сокращения часов татарского языка и литературы в школе, в условиях необходимости обучать детей языку.

Во-вторых, смелость и ответственность студентов Набережночелнинского государственного педагогического университета вновь поставить это произведение, поставленное Татарским драматическим театром им. Г. Камала и другими театрами. Работа с пьесой выдающегося татарского драматурга, чье имя является брендом татарского театра, безусловно, заслуживает доверия. Но у каждого времени своя тропа, своя точка зрения, своя мечта. И студенты спрашивают: "почему мы должны остановиться на том, что этот спектакль уже гениально сыгран выдающимися артистами? Разве у нового поколения не должно быть своего мнения, своего комментария?”. Я считаю, это правильным.

- Что касается костюмов, где удалось найти всё необходимое в столь сжатые сроки?

-  Национальные костюмы, украшения и предметы быта татарского народа мы собирали с миру по нитке: в деревнях, у наших бабушек и дедушек. Студенты, которые не играли в спектакле, услышав о том, что нужен реквизит для спектакля тоже приносили. Ни один студент не остался равнодушным. По предметам, которые мы не смогли найти, мы обратились в городские и районные музеи. Самое приятное, что каждый был готов помочь.

- Расскажите о вкладе ваших коллег в студтеатр вуза?

- Хотелось бы поблагодарить за вклад в наш театр “Мирас” Радика Рамилевича Галиуллина. Мы его называем директором студенческого театра “Наследие” (“Мирас”) . им. Студенческий театр – это лишь часть воспитания татарской интеллигенции, которая видит смысл своей жизни в служении нации. Радик Рамилевич у нас талантливый ученый, учитель, воспитывающий любовь к родному языку, нации, воспитывающий национальные кадры. Спасибо проректору по воспитательной работе – Марине Геннадьевне Сикачевой за помощь в осуществлении нашей задумки. Могу сказать, что мы гордимся результатом нашей работы!

- Какие планы на будущее у студенческого театра? В 2025 году чем будете удивлять и как скоро?

- Наше театральное объединение будет иметь продолжение, обязательно! У нас нет желания ограничиться достигнутым результатом, остановиться на полпути. В сердцах студентов горит пламя, их желания святы, лишать их сценической игры было бы неправильным. На сегодняшний день идет подбор произведения для постановки. Обещаем: “К осени будет новый спектакль!".

С этим спектаклем мы побывали в гостях у “Средней общеобразовательной школы № 52”г. Набережные Челны. В феврале постановку покажем ученикам “Гимназии № 29 " Автограда. Не исключено, что будем выезжать и на гастроли по муниципальным районам республики. В дальнейшем мы намерены ставить спектакли в разных форматах и для разных аудиторий, чтобы каждый мог увидеть его. И принять. Помните слова Габдуллы Тукая: “Театр ведет к свету”. Справедливая оценка великого великого татарского писателя остается в силе и спустя столетие. Театр "Мирас" надеется создать свой неповторимый и в то же время верный традициям облик!

 

05.02.2025