Учеба российских студентов XIX века: партнерская онлайн-лекция

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учеба российских студентов XIX века: партнерская онлайн-лекция

Цикл лекций ведущих преподавателей вузов-партнёров для студентов факультета педагогики и психологии пополнился лекцией, посвященной учебе и студенческой жизни студентов дореволюционных российских университетов.

Выступление Екатерины Жаровой, научного сотрудника сектора социальных и когнитивных проблем науки Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук, кандидата биологических наук, студенты и преподаватели закончили двоекратной овацией. Именно таким способом – овациями – заканчивались самые интересные и познавательные лекции особо известных российских профессоров в XIX веке.

Лектор в своем докладе, кратко остановившись на специфике формирования российской университетской системы, рассказала об основных факультетах императорских университетов, изменении сроков обучения. Трех-четырехлетние сроки обучения начала XIX века постепенно увеличились на один год, а лекционный способ преподавания к концу столетия был существенно дополнен семинарскими и практическими занятиями. С этим было связано и широкое внедрение специализированных кабинетов и лабораторий в университетах.

Изменялась и шкала оценок: в разные годы она менялась с двенадцатизначной (прилежен довольно, особо хорош, числится и т.д.) до трехзначной (весьма, удовлетворительно, неудовлетворительно). Учебные годы сменили курсы, внутри которых появились полугодия (семестры).

Особый интерес слушателей вызвали выдержки из мемуаров и фотоматериалы. Вопросы присутствовавших на лекции преподавателей коснулись положения российских профессоров (ординарных и экстраординарных), а также доцентов и особо расширившегося к началу XX века круга приват-доцентов.

22.04.2022