Электронное обучение – не временное увлечение: Факультет педагогики и психологии подвел итоги дистанционного обучения

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Электронное обучение – не временное увлечение: Факультет педагогики и психологии подвел итоги дистанционного обучения

В последние годы новые технологии все сильнее охватывают образовательный процесс в Набережночелнинском государственном педагогическом университете. Уже несколько лет многие преподаватели вуза успешно применяют модель смешанного обучения, когда, параллельно с очными занятиями, самостоятельная работа студентов, ее контроль со стороны педагогов осуществляются на различных платформах, прежде всего – на LMS Moodle.

Именно эта постепенная работа по реализации Blended Learning стала основой для готовности преподавателей и студентов к переходу на онлайн-обучение в ситуации 2020 года. Использование единой платформы, накопленный опыт создания и ведения курсов преподавателями и использования – студентами помогли избежать тех традиционных проблем, которые обычно возникают при работе в Moodle. 

Опрос преподавателей факультета показал, что инструменты Moodle дали возможность повысить качество через использование различных ресурсов и элементов курса, разнообразить задания, индивидуализировать траектории обучения отдельных студентов, сократить время на контроль успеваемости, и, главное, – получить объективную информацию об уровне и динамике образовательного процесса отдельных обучающихся или группы в целом. 

Учитывая многолетний преподавательский опыт, доцент Наиля Хакимова подчеркнула, что «сегодня стало очевидно, что электронное обучение – это не временное увлечение. Компьютер, планшет, смартфон, ЭИОС, Moodle стали частью распорядка дня как преподавателя, так и студента». Раскрывая свой опыт дистанционной работы, она остановилась на следующих моментах: «сперва новый формат обучения не вызывал особого энтузиазма, ведь возникал вопрос: можно ли полностью заменить традиционные занятия на дистанционные? Спустя почти три месяца преподавания можно с уверенностью заявить, что этот вопрос снят. Благодаря усилиям университета и техподдержки удалось не только обеспечить налаженную работу с точки зрения технического аспекта, но и сохранить эффективность лекционных и семинарских занятий, так как по-прежнему остается возможность взаимодействовать со студентами. Кроме того, нам предоставлены все необходимые методические указания и электронные ресурсы, что делает дистанционное обучение сравнимым с традиционным». Отвечая на вопрос о перспективах системы дистанционного обучения в вузе, преподаватель была настроена на ее дальнейшее совершенствование: «что касается технических проблем, то они, безусловно, решаются и далее их, я думаю, не будет совсем. Придет опыт дистанционного общения. Преподаватели перестроятся на новый формат обучения, а студенты самоорганизуются. Использование онлайн-курсов – это компромисс, благодаря которому образовательный процесс может стать максимально индивидуальным и доступным». 

С преподавателем согласна студентка 643 группы Алия Абдрахманова, которая описала Moodle, выдвинув три главных тезиса о платформе: «Доступно. Современно. Удобно». Ее опыт работы в системе дистанционного обучения сводится к следующим моментам:

«Платформа легка в обращении. Каждый студент может видеть на какие курсы он подписан, и какой процент заданий он выполнил.

Лекции и задания структурированы по темам (разделам). Это очень удобно. Студенту сначала предлагается лекционный материал, и в этом же блоке находятся задания. Здесь не заблудишься!

Безусловно положительной стороной платформы является и то, что при выполнении тестовых заданий студент может сразу увидеть свои ошибки, следовательно, может поработать над ними. После выполнения того или иного задания можно поставить галочку в окошечке. Очень удобно отслеживать, какие задания выполнены, а какие – нет.

 Взаимосвязь с преподавателями. Преподаватель может оставить отзыв о проделанной работе, то есть студент видит какие баллы, за что и почему ему выставлены за то или иное задание, какие недочеты/плюсы были в его работе». 

«Доработка онлайн-курсов стала для нас возможностью обобщить накопленные материалы по преподаваемым дисциплинам, внести правки в учебные материалы посредством обратной связи со студентами, обучающимися на курсах» – отмечает декан факультета Лилия Садыкова. Одним из итогов такой деятельности стал выпуск учебника-практикума Т.А. Магсумова и Л.Р. Садыковой по дисциплине «Образовательное право».

 

Существенные методические достоинства системы подчеркивает и будущий педагог Алия Мухлисова (841 группа): «Многие студенты находят ее весьма удобной, так как вся информация по курсу находится в открытом доступе, то есть у них всегда есть возможность что-то повторить. Например, при подготовке к зачету или экзамену можно открыть материалы по отдельным темам, которые тебя интересуют.

Явный плюс системы в том, что в Moodle материалы курсов наших преподавателей представлены в различных форматах: лекции в печатном варианте, видеолекции, презентации, вебинары и т. д. Тесты и задания для проверки уровня усвоения материала также представлены в различных вариантах. Иногда преподаватели дают тест с ограничением времени на решение и обозначают сроки сдачи. После каждой лекции у тебя есть возможность проверить свои знания, и ты не забудешь о сроках сдачи теста и задания, т. к. они обозначены в календаре. Существенным плюсом является и то, что тебе не нужно ждать, пока преподаватель проверит работы. Система позволяет и студенту, и преподавателю сразу увидеть результат и пробелы в знаниях, которые нужно заполнить. Вживую такая возможность бывает не всегда».

Резюмируя использование системы дистанционного обучения Moodle в НГПУ, проректор по учебной работе Азат Гайфутдинов отметил, что она показала свою многофункциональность и эффективность. «Опыт факультета педагогики и психологии показал, что преподаватели смогли успешно овладеть интерактивными и мультимедийными возможностями ресурсов Moodle, разработать структуру и содержание онлайн-курсов, научились подбирать контент с максимальным учетом возможностей системы дистанционного обучения» – отметил он.

Сессия... Это время подведения итогов работы студентов и преподавателей. К настоящему моменту преподаватели факультета педагогики и психологии работают над сотней дистанционных курсов по различной тематике. Эту работу они планируют еще более активизировать летом, чтобы охватить дистанционной поддержкой все дисциплины, изучаемые студентами факультета.

 

Т. А. Магсумов

16.07.2020