Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Возможен ли перевод на бесплатное обучение при получении второго высшего образования?
Показать ответ

Предметом регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Согласно статье 4 Федерального закона № 273-ФЗ, одной из задач правового регулирования отношений в сфере образования является, в том числе, определение правового положения участников отношений в сфере образования.

Так, частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин, являющийся в данном случае субъектом образовательных отношений, получает впервые.

Таким образом, Федеральным законом № 273-ФЗ разграничен правовой статус граждан, получающих образование по образовательным программам высшего образования (далее – высшее образование) как впервые, так и второй и последующий разы.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу получения бесплатного второго высшего образования лицом, получившим ранее высшее образование на платной основе, была высказана в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 69-О, согласно которому государство гарантирует гражданам получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Одновременное участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в образовательную организацию высшего образования, то есть делало бы его менее доступным, а, следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего профессионального образования. В связи с чем, в целях обеспечения законных интересов таких лиц ограничение законом прав граждан, имеющих высшее образование, в получении второго бесплатного высшего образования является правомерным (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, лицо, получающее высшее образование не впервые, не вправе претендовать на переход с платного обучения на бесплатное, поскольку не имеет правовых оснований для получения высшего образования за счет средств бюджетных ассигнований.


Вопрос: Каков порядок прохождения обязательного медосмотра работников вузов, как часто необходимо его проходить?
Показать ответ

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Согласно п. 18 перечню работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (с последующими изменениями) работы в образовательных организациях всех типов и видов относятся к работам, в которых устанавливается обязанность прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров. Периодичность осмотров составляет один раз в год.

Порядок проведения осмотров (предварительных, периодических) также утвержден выше названным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Следует отметить, что предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся за счет работодателя (ч. 6 ст. 213 Трудового кодекса РФ). Отказ от прохождения периодического медицинского осмотра влечет за собой признание работника не прошедшим в установленном порядке обязательный медицинский осмотр и отстранение (недопущение) к работе (ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ).


Вопрос: Обязаны ли научно-педагогические и иные работники образовательных организаций высшего образования делать прививки?
Показать ответ

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 1469) утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Пунктом 12 данного Перечня работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесены к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики подробно указаны в ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ согласно Перечню работ.

Таким образом, все организации, осуществляющие образовательную деятельность, включая образовательные организации высшего образования, обязаны отстранять от работы работников, отказавшихся от выполнения профилактических прививок.

Отстранение от работы производится по правилам ст. 76 Трудового кодекса РФ с указанием на нарушение работником законодательства Российской Федерации в области иммунопрофилактики.


Вопрос: На каком основании увеличивается стоимость платных образовательных услуг после заключения договора?
Показать ответ

Частью 3 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

При внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, образовательные организации один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период который:

         - в 2017 г. согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. от 19 декабря 2016 г.) составил 4 процента, (в ред. от 15 ноября 2017 г.) – 3,2 процента;
          - в 2018 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. от 5 декабря 2017 г.) составил 4 процента, (в ред. от 3 июля 2018 г.) – 2,8 процента, (в ред. от 30 ноября 2018 г.)–3,4процента;
          - в 2019 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в ред. от 29 ноября 2018 г.) составляет 4,3 процента.

         Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение, заключенное между образовательной организацией и заказчиком/обучающимся.


Вопрос: Как восстановить утраченные документы об образовании и приложений к ним?
Показать ответ

В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов утвержден Приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 №112 (далее – Порядок). Пунктом 29 установлено, что дубликат выдается на основании личного заявления обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления в случае утраты или порчи диплома и (или) приложения к нему либо утраты или порчи дубликата; в случае обнаружения в дипломе и (или) приложении к нему либо в дубликате ошибок после получения указанного документа; в случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления в образовательную организацию, где он обучался.

      За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.


Вопрос: Федеральные нормативные документы (ФЗ "Об образовании" и Положение о порядке перевода) устанавливают, что перевод с одной образовательной программы на другую, из одного образовательного учреждения в другое осуществляется после первой промежуточной аттестации. Если обучающийся первого курса (первый семестр) хочет поменять форму обучения до начала первой промежуточной аттестации (образовательная программа реализуется в нескольких формах), будет ли такая замена являться нарушением законодательства?
Показать ответ

При переходе обучающегося на иную форму обучения (очную, очно-заочную, заочную) также осуществляется процедура перевода, регламентируемая теми же документами (пункты 5 и 10 Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 г. № 124). Поэтому требование к прохождению первой промежуточной аттестации обучающимся при переводе из одной организации в другую на иную форму обучения является обязательным.

Правила перевода внутри организации устанавливаются самой образовательной организацией в локальном нормативном акте (часть 2 статьи 30  Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). При этом организация имеет право устанавливать требования к обязательному прохождению первой промежуточной аттестации перед инициированием внутреннего перевода по аналогии с переводом извне. Но если локальным актом будет предусмотрен перевод на другую форму обучения в той же организации при наличии вакантных мест, то такое право обучающегося может быть реализовано. На практике, образовательные организации чаще всего возможность такого перевода предусматривают одновременно со сменой основы обучения с бюджетной на внебюджетную, либо в целом только для обучающихся за счет внебюджетных средств.


Вопрос: Студент-очник отучился 1 курс на платной основе, отчислился и поступил вновь в этом году на бюджет. Имеет ли образовательная организация право перезачесть результаты первого курса и перевести студента на 2 курс на бюджетное место (вакантное есть), при этом составить индивидуальный учебный план (по сути, сократив срок до 3 лет)?
Показать ответ

Внутренний перевод также как и внешний возможен только при наличии вакансий. Обучающийся, повторно поступивший на бюджетное обучение, после зачисления имеет право написать заявление на зачет результатов, указанных в справке об обучении (периоде обучения) (статья 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Зачет является основанием для составления индивидуального плана обучения с сокращенным сроком освоения образовательной программы. При этом внутренний перевод на иную ступень программы образовательная организация осуществляет по своему усмотрению, т.к. вакантных мест для перевода может и не быть.

В рассматриваемом случае вакантное место есть, значит, перевод обучающегося на 2 курс возможен. Основа обучения (бюджетная или внебюджетная) роли не играет.