ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Факультет педагогики и психологии

Адрес: г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова д.28, каб. 235,311,311а (учебный корпус №1)

Телефон: (8552) 46-37-93

Декан факультета: Мухаметшин Азат Габдулхакович, доктор педагогических наук, профессор.

Заместители декана по учебно-воспитательной работе: Рахматуллина Лейла Вагизовна, к.п.н., доцент; Ахметова Эльмира Токсиновна, к.п.н., доцент.

Специалисты по учебно-методической работе: Николаева Амина Асадулловна, Закирова Венера Анваровна.

Факультет организован на базе Елабужского государственного педагогического института «ЕГПИ» в 1974 году. В 1980 году данный факультет был переведен в город Набережные Челны. С 1992 года факультет функционирует в составе Набережночелнинского государственного педагогического института («НГПИ»), ныне именуемого ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» «НГПУ».

На отделениях дневного и заочного обучения факультета педагогики и психологии обучаются более 2064 студентов.

За данный период было подготовлено свыше 5 тысяч учителей начальных классов и более 4 тысяч педагогов дошкольных образовательных организаций, из них больше половины — для национальных школ, дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан.

На сегодняшний день на базе 9 классов со сроком обучения 3 года 10 месяцев факультетом успешно реализуются образовательные программы среднего профессионального образования по следующим специальностям: 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании (углубленный уровень)»; 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»; 44.02.01 «Дошкольное образование».

Факультет так же осуществляет подготовку бакалавров по направлениям: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: «Дошкольное образование»; 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: «Начальное образование»; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: «Образование лиц с нарушениями речи»; 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: «Начальное образование и иностранный язык»; 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: «Начальное образование и дошкольное образование»; 44.03.02 Психолого - педагогическое образование, профиль: «Психология образования»; 44.03.02 Психолого - педагогическое образование, профиль: «Психология и педагогика начального образования».

С 2015 года реализуется магистерская программа по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профили: «Образовательный менеджмент», «Инновационная начальная школа».

Факультете успешно ведет подготовку аспирантов по следующему направлению: 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования».

В связи с переходом России на уровневую систему обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) произошли изменения в организации учебного процесса: введена модульная система обучения, перенесен акцент с контактных часов на самостоятельную работу, на организацию групповой работы студентов над учебным материалом, на использование реальных ситуаций и заданий, чередование теоретического обучения с практической работой, разработку учебно-методических комплексов. Научная деятельность: Научная деятельность факультета осуществляется через работу научно-внедренческих и экспериментальных площадок, творческих мастерских для студентов, магистрантов и аспирантов, организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся и преподавателей.

На факультете сложились и успешно развиваются научные направления по педагогике и психологии: исследование отечественных историко-педагогических и этнокультурных проблем; развивающие образовательные технологии: теоретическое обоснование, научно-методические аспекты внедрения и реализации; деятельностно-компетентностный и психобиографический подход в системе образования.

Ежегодно организуется Всероссийская научно-практическая конференция учителей школ и преподавателей вузов по развивающему образованию, проводится межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Вызовы XXI века», конференция для школьников «Шаг в будущее».

Студенты участвуют и побеждают в городских, региональных, международных научных конференциях, семинарах, конкурсах (международная научная студенческая конференция «Ломоносов» (г. Москва), конкурс «Педагогический Олимп» (г. Казань) и др.)

Востребованность выпускников, их профессиональное продвижение:

Выпускники факультета педагогики и психологии готовы: осуществлять на практике обучение и воспитание детей с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать различные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные «Законом об образовании в Российской Федерации».

Данные о востребованности выпускников факультета за последние три года позволяют сделать следующие выводы:

- абсолютное большинство выпускников (91,5%) трудоустраиваются после окончания вуза по профилю подготовки;

- около 6 % выпускников трудоустраиваются за пределами Республики Татарстан.

В помощь выпускникам факультета в настоящее время в «НГПУ» работает служба сопровождения выпускников. Данная служба направляет деятельность работников факультета (зав. производственной практикой, сектор воспитательной работы) и общественные студенческие структуры (учебный сектор студенческого совета, студенческие отряды) на решение следующих задач:

- создание базы данных о вакансиях рабочих мест по профильным для факультета специальностям;

- информирование студентов старших курсов об имеющихся вакансиях;

- обеспечение студентов временной работой на период летних каникул;

- информирование городских служб, занимающихся проблемами занятости населения (Управление занятости населения г. Набережные Челны, частных кадровых агентств) о предполагаемых выпусках специалистов;

- поддержание связи с выпускниками;

- сбор сведений о профессиональном росте выпускников;

- анализ отзывов самих выпускников и работодателей о качестве подготовки, содержании и структуре обучения;

- прогнозирование спроса потребителей на специалистов и выработка рекомендаций по структуре направлений подготовки в вузе;

- заключение договоров с работодателями о целевой подготовке специалистов под конкретное рабочее место.

Среди наиболее известных и выдающихся выпускников факультета можно назвать тех, которые в данный момент занимают должности проректоров, заведующих кафедр, директоров и заместителей в образовательных организациях: первый проректор ФГБОУ ВО «НГПУ» — Д.Ш. Гильманов; проректор по учебной работе в ФГБОУ ВО «НГПУ» — Н.Г. Хакимова; заведующий кафедрой ТиМНДО к. псх. н., доцент — И. М. Захарова; заместители декана факультета ПиП ФГБОУ ВО «НГПУ»- к.п.н., доцент Э.Т. Ахметова, к.п.н., доцент Рахматуллина Л.В; директор СОШ № 64 — Ф.Ф. Аглиуллина и др.

Ежегодно на факультете организуется встреча с выпускниками. Молодым педагогам и психологам оказывается дидактическая и методическая помощь.

Анализ профессионального роста выпускников показывает, что после окончания обучения в вузе у значительного большинства (76%) выпускников заметен стремительный профессиональный рост. Это связано с более осознанным выбором специальности и практическим опытом работы в данной области.

Таким образом, уровень профессиональной подготовки специалистов факультета позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда.

Студенческая жизнь

На факультете педагогики и психологии ежегодно проводится ряд мероприятий, ставших традиционными: 1 сентября - День Знаний, начало октября – День первокурсника; проведение тренингов, направленных на адаптацию первокурсников в вузовской среде, новогодние праздники, праздник «Масленница», проведение открытого зачета по теории и методике воспитания, посвященного Дню Победы в ВОВ и др.

Сотрудничество с организациями и органами образования

На факультете осуществляется сотрудничество с Главным управлением образования г. Набережные Челны, районными отделами образования городов Менделеевска, Елабуга, Агрыз, Чистополь и т.д. по внедрению теории и методики воспитания и обучения в образовательных организациях; с педагогическими колледжами РТ по подготовке высококвалифицированных кадров и научному консультированию по актуальным проблемам социализации и воспитания учащихся и студентов.

Учебный процесс на факультете построен на сочетании теоретического и практического обучения на стажировочных площадках. У факультета налажены контакты с гимназиями и школами города, среди которых «Гимназия им. В. В. Давыдова», Гимназия № 61, Гимназия №26, Гимназия «Золотая горка» и др. Ежегодно лучшие студенты факультета проходят стажировку в НИИ г. Москвы и Московских гимназиях, получая научную и практическую профессиональную подготовку.

Кафедры факультета (Теории и методики начального и дошкольного образования, Педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова) систематически проводят консультации для учителей, работников органов образования, преподавателей высшей школы по актуальным проблемам образования и педагогической науки. Осуществляется рецензирование авторских программ, методических разработок, учебных пособий, кандидатских диссертаций. На факультете трудятся 63 преподавателя, из них 3 доктора наук, профессора и 45 кандидата наук, доцента.