Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования

Захарова Ирина Михайловна

Захарова Ирина Михайловна

Должность: Заведующий кафедрой

Телефон: (8552)747940 доб.111

E-mail: ktimndo@tatngpi.ru

Адрес: г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28, каб 306

Учёная степень: Кандидат психологических наук

Учёное звание: доцент

Положение о кафедре(ЭЦП)

План работы кафедры теории и методики начального и дошкольного образования на 2024-2025 г.(ЭЦП)

Целью деятельности кафедры теории и методики начального и дошкольного образования является обеспечение образовательных учреждений региона квалифицированными и конкурентоспособными кадрами, обладающими профессиональными компетенциями в области дошкольного и начального образования.

Кафедра ТиМНиДО является выпускающей по следующим направлениям подготовки:

44.03.05 – Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: “Начальное образование и Иностранный язык”; “Начальное образование и Дошкольное образование”; “Дошкольное образование и Логопедия”.

44.03.01 – Педагогическое образование, профиль Начальное образование.

44.04.01 – Педагогическое образование, профиль подготовки “Инновационная начальная школа”, «Управление и оценка качества в начальном образовании»

В настоящее время осуществляется работа по подготовке специалистов сферы дошкольного и начального образования в различных формах: очной, заочной, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, педагогическом сопровождении инновационных процессов в региональной системе дошкольного и начального образования в условиях модернизации образования.

Приоритетными направлениями деятельности кафедры выступают:

-         создание условий для удовлетворения потребностей студентов в повышении уровня профессиональных знаний;

-         подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями;

-         методическое обеспечение учебного процесса и практическое применение современных образовательных технологий;

-         удовлетворение потребностей образовательных учреждений в повышении квалификации и переподготовки их персонала;

-         научно-методическое сопровождение инновационных процессов в региональной системе дошкольного и начального образования в условиях модернизации образования;

-         распространение научных, педагогических и культурных знаний среди населения.

Разрабатываемые научно-методические темы:

-              Цифровые технологии в начальном и дошкольном образовании.

Кафедра является организатором ежегодных международных и всероссийских научно-методических конференций по проблемам современной организации обучения в дошкольных, начальных, средних и высших учебных заведениях, имеет экспериментальные площадки по развивающему образованию и по формированию методических компетенций у студентов педагогического вуза.

В современных реалиях модернизации педагогического образования активно внедряются в образовательный процесс подготовки будущих педагогов цифровые дидактические средства, к которым относятся различного рода симуляторы и цифровые тренажеры. Особенно важно определить специфику применения цифровых дидактических средств для формирования у будущих учителей умения выстраивать работу с обучающимися с ОВЗ. Для решения данной практической задачи группой ученых Набережночелнинского государственного педагогического университета под руководством заведующего кафедрой, кандидата психологических наук, доцента И.М. Захаровой разрабатывается Цифровой симулятор педагогической деятельности, где в виртуальном пространстве студент проводит учебное занятие, на котором присутствует обучающийся с нарушением речи, но сохранными интеллектуальными свойствами. Перед группой исследователей поставлена задача моделирования профессиональной деятельности педагога с учетом российских стандартов образования и применения деятельностных технологий обучения, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов всех обучающихся, независимо от особых образовательных потребностей.

Цифровой симулятор педагогической деятельности разрабатывается для диагностики и развития профессиональных умений и навыков по выполнению трудового действия из Профессионального стандарта педагога: «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: … обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В рамках проекта «Цифровые технологии в начальном и дошкольном образовании» преподавателями кафедры ТиМНиДО разрабатываются интерактивные учебные тренажеры. При создании тренажеров применяются нейротехнологии и искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Накоплен достаточно интересный материал по разработке и применению тренажеров на уроке и во внеурочной деятельности, что позволило подготовить рабочую программу курсов повышения квалификации для учителей начальных классов «Цифровые технологии в начальном образовании». Концепция курса: от цифровых технологий к инструментарию, и далее – от самостоятельной разработки к внедрению в учебный процесс.

Цифровые технологии применяются не только как средство развития профессиональных умений проводить учебное занятие, но и как средство становления педагога как субъекта педагогической деятельности. В этом случае у учителей формируется умение самостоятельно проектировать и внедрять в учебный процесс класса цифровые тренажеры как методические средства достижения планируемых результатов на уроке.

Цифровые учебные тренажеры для обучающихся создаются с учетом получения желаемых результатов. Педагогу важно уяснить содержание понятий «сквозные цифровые технологии», «школьная успешность», «школьная неуспешность» и пр.; как отражаются формы профилактики школьной неуспешности в ФГОС НОО, роль диагностики в многоуровневой системе развития дошкольников и ее роль в реализации ФГОС ДО; содержание и методы работы с обучающимися (в т.ч. сельской школы). Особое внимание уделяется развитию умений и навыков применять сквозные цифровые технологии в повышении профессиональной компетентности, решения методических задач в предметных областях; использовать диагностические методики в целях выявления дефицитов, возможных причин школьной неуспешности; применять результаты диагностики для создания разных видов учебных тренажеров.

Таким образом, при сохранении ранее заложенных учебно-методических и исследовательских традиций, современной образовательной, научной и инновационной политикой кафедры ТиМНиДО является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала.